Легенда «Дакара» лишил «Макларен» великого рекорда. История драматичной победы «Феррари» Лев Дорогов 9 сентября 2023, 11:30 МСК Поделиться Комментарии Единственное поражение легендарного болида MP4/4.
«Ред Булл» в нынешнем сезоне побил рекорд «Макларена» по наибольшему числу побед подряд и сейчас пытается добиться ещё одного достижения: выиграть абсолютно все Гран-при сезона. В 1988 году к этому был невероятно близок «Макларен»: команда Рона Денниса выиграла 15 гонок из 16 возможных. Единственным Гран-при, который не покорился коллективу из Уокинга, стал тот, что проходил в Монце: перед домашними трибунами «Феррари» прервала победную поступь Сенны и Проста. Вспоминаем как это было.
«Макларен» начал доминировать с первой гонки сезона
В преддверии чемпионата 1988 года «Макларен» претерпел ряд ключевых изменений. Во-первых, команда сменила поставщика двигателей – в Уокинге перешли с «Порше» (TAG) на «Хонду». Во-вторых, напарником Алена Проста стал самый многообещающий Айртон Сенна, который уже познал вкус побед с «Лотусом». Ещё одно важное приобретение «Макларен» совершил в 1987-м, переманив из «Брэбема» технического директора Гордона Марри – человека, который доработал прошлогодний болид, в результате чего появился в будущем культовый «Макларен» MP4/4 (правда, другие инженеры оспаривают активное участие Марри в работе над новинкой).
То, что сезон пройдёт под эгидой тотального доминирования команды Рона Денниса, стало понятно уже по итогам открывавшего чемпионат Гран-при Бразилии. Кстати, что интересно, в субботу «Макларенам» не удалось в полном составе квалифицироваться на первый ряд – между Сенной и Простом втиснулся Мэнселл на «Уильямсе». К тому же бразильцу так и не удалось начать гонку с поула: на прогревочном круге его «Макларен» застрял на первой передаче – старт с пит-лейна на запасной машине.
Прост лидирует на старте Гран-при Бразилии — 1988
Фото: Simon Bruty/Getty Images
Впрочем, старт из конца пелотона лишь помог получше проиллюстрировать бешеную форму болида MP4/4: уже к 20-му кругу (треть дистанции) Сенна прорвался на второе место. Что касается Проста, то он уверенно опередил Мэнселла на старте, а под занавес первого круга вёз ему почти 2 секунды! Оформить победный дубль в тот день «Макларену» помешала лишь дисквалификация Сенны – нарушил правил смены машины перед стартом (пересел в другой болид после зелёного флага).
Гран-при Бразилии был одним из шестнадцати этапов сезона-1988, в которых доминировал «Макларен». В последующих 11 гонках команда Рона Денниса восемь раз оформляла победный дубль. Помимо дисквалификации Сенны в Рио-де-Жанейро, добиться максимального результата (на отрезке 11 этапов) помешала авария бразильца в Монако, а также проблемы с управлением, возникшие у Проста в Сильверстоуне.
Подробнее о легендарном болиде: Так кто же создал одну из величайших машин Формулы-1? Инженеры обвиняют друг друга во лжи
«Феррари» сражалась за статус «лучшей из остальных»
Если с триумфаторами сезона-1988 вопрос отпал в самом начале чемпионата, то вот за статус второй силы пелотона развернулась нешуточная борьба между тремя командами (ничего не напоминает?) – «Феррари», «Лотусом» и «Бенеттоном». Иногда приличную скорость демонстрировал «Уильямс», но из-за низкой надёжности моторов «Джадд» Мэнселл и Патрезе не могли регулярно сражаться за высокие места.
В отдельно взятых Гран-при блеснуть (в категории «лучшие из остальных») могла каждая из трёх вышеперечисленных команд, но всё же стабильнее всех выступала «Феррари», да и отдельные успехи у «красных» были куда ярче, нежели у конкурентов. Именно «Скудерии» удалось нанести единственное поражение «Макларену» в квалификациях: в Сильверстоуне Бергер и Альборето оккупировали первый ряд стартового поля.
Пилоты «Феррари» лидируют на старте Гран-при Великобритании
Фото: Pascal Rondeau/Getty Images
В самой гонке лидерство «Феррари» продлилось всего 13 кругов (Сенна опередил Бергера) – при таком «Макларене» на большее рассчитывать не приходилось. Казалось, что команда из Уокинга выиграет все 16 гонок сезона, но в начале сентября Формула-1 наведалась в Монцу на двенадцатый этап чемпионата.
Гран-при Италии 1988 года проходил в атмосфере траура: менее месяца назад ушёл из жизни Энцо Феррари – основатель главного бренда в истории мирового автоспорта. Для «Скудерии» предстоящий этап в Монце по понятным причинам имел особое значение – было важно не ударить в грязь лицом перед скорбящими тифози. Лучшим способом почтить память великого Комендаторе была, конечно же, победа на домашней трассе, хотя в преддверии гоночного уик-энда подобное суждение звучало скорее как мечта, нежели реальная цель. «Макларен» был неуловим и ничего с этим поделать было нельзя…ну, или почти ничего.
Борьба за статус второй силы пелотона может быть интересной: Дуэль непримиримых экс-чемпионов и ещё 8 интриг второй половины сезона Формулы-1
Судьбу гонки решил актёр фильма «Такси» и легенда «Дакара»
Поначалу гоночный уик-энд в Монце не предвещал ничего сверхсенсационного. Поул завоевал Айртон Сенна, опередив напарника на три «десятки». Второй ряд стартового поля заняли две «Феррари»: Бергер уступил победителю квалификации шесть десятых, Альборето – секунду.
Помимо главных звёзд пелотона, внимание болельщиков в Монце приковывала фигура второго пилота «Уильямса» Жан-Луи Шлессера. Вы наверняка видели этого господина, причём не раз – это тот самый раллист из начальной сцены фильма «Такси» 2 (также выполнял роль каскадёра). Для Шлессера Гран-при Италии стал вторым в формульной карьере: в 1983-м он безуспешно пытался пройти квалификацию на домашнем этапе, а в 1988-м – подменял слёгшего с ветрянкой Найджела Мэнселла в составе «Уильямса».
Найджел Мэнселл в 1988 году
Фото: Pascal Rondeau/Getty Images
Согласно изначальному плану, за руль FW12 должен был сесть Мартин Брандл (принял участие в предыдущем Гран-при), но британца не отпустила команда, за которую он выступал в чемпионате спорткаров. Так, 39-летний Шлёссер во второй раз в жизни принял участие в Гран-при Формулы-1 и впервые вышел на старт гонки: в квалификации занял 22-е место, уступив Патрезе 2 секунды.
Может показаться, что мы зря уделили столько внимания будущей легенде «Дакара» по прозвищу Лис пустыни, но нет. Это чеховское ружьё ещё выстрелит. Но обо всём по порядку.
В воскресенье веселье на «Монце» началось ещё до начала гонки: по пути на стартовую решётку Герхард Бергер столкнулся с механическими проблемами. Австрийцу пришлось вернуться в боксы и пересесть на запасную машину – место на стартовом поле Бергер занял в самый последний момент. Начни его «Феррари» чудить хотя бы на круг позже, и в лучшем случае он стартовал бы из хвоста пелотона. Видимо, в тот день гоночные боги благоволили «красным».
Впрочем, поначалу гонка уже традиционно складывалась в пользу «Макларена». Сенна и Прост, не замечая соперников, сразу же устремились выяснять отношения друг с другом. Француз чуть лучше стартовал, что позволило ему опередить напарника на первых метрах дистанции, однако уже на входе в первый поворот Сенна вернул себе лидерство.
Далее Айртон устремился вперёд – наматывать круги в гордом одиночестве. А вот что до Проста, то французу в начале гонки не удалось оторваться от Бергера и Альборето. Только лишь ближе к 10-му кругу Ален стал отъезжать от преследователей – пилоты «Феррари» начали экономить топливо. Почему же доминирующий «Макларен» смог сбросить с хвоста соперников, лишь когда те по собственной воли сбавили темп? Всё очень просто: с самого старта Прост страдал от перебоев в работе двигателя. Мотор на «Макларене» француза терял мощность из-за периодически возникающих пропусков зажигания в цилиндрах. В подобных условиях двигатель работает, мягко говоря, не на 100%.
Ален Прост в 1988 году
Фото: Pascal Rondeau/Getty Images
Со временем Алену удалось более-менее стабилизировать работу мотора, обогатив смесь, однако побороться за победу для него всё равно не представлялось возможным. Есть версия, что Прост ещё в начале гонки понял, что не дотянет до финиша, и приступил к плану Б. План заключался в том, чтобы гнать на полную (на сколько позволял двигатель), позабыв об экономии топлива, тем самым провоцируя Сенну взвинтить темп, дабы тот увеличил расход бензина. Да, вся задумка заключалась в том, чтобы буквально заставить Айртона тоже израсходовать всё топливо до финиша (дозаправки в то время ещё были запрещены).
Официального подтверждения эта теория не получила (кто в таком признается?), однако ближе к середине гонки Прост действительно взвинтил темп. К 30-му кругу Ален сократил отставание от напарника до двух секунд. Впрочем, для мотора француза это был пик работоспособности, после которого последовал резкий спад. Далее Прост начнёт терять по шесть секунд с круга, а через несколько минут его опередят две «Феррари». На 34-м круге француз свернёт в боксы – второй технический сход для «Макларена» в сезоне-1988.
Оставшись в одиночку защищать честь команды из Уокинга, Сенна мог себе позволить перейти в режим экономии – нужно было следить за расходом топлива, да и по радио бразильца призвали поберечь двигатель (памятуя о возникших проблемах у Проста). Переход на новый режим пилотирования стоил Айртону от одной до полутора секунды с круга. К лидеру гонки постепенно начали подъезжать две «Феррари», которые более могли не следить за уровнем топлива.
В конце концов, за три круга до клетчатого флага, Бергер подобрался к Сенне на расстояние четырёх секунд. Зрители могли бы увидеть невероятно драматичное сражение за победу на последнем круге, но до него дело так и не дошло. Именно в этом моменте – за три круга до финиша – на авансцене появляется Шлессер.
В 1980-х Шлессер выступал в чемпионате мира среди спорткаров
Фото: Pascal Rondeau/Getty Images
На пути к победе Сенна, как и подобает лидеру, проходил множество отставших на круг пилотов – в какой-то момент Айртон добрался до «Уильямса» Шлессера. Не понятно почему, но на трассе с множеством прямых Сенна по какой-то причине решил пройти француза в опасной эске, нырнув в поворот прямо перед носом Жан-Луи. Шлессер не успел среагировать на манёвр Сенны – столкновение, ознаменовавшее сход с дистанции лидера гонки.
Катастрофа для «Макларена» и хэппи-энд – для всей Италии. Таким образом, под занавес заезда в лидеры вырвался дуэт пилотов «Феррари». «Красные» без приключений добрались до финиша: Бергер первым увидел клетчатый флаг, следом за ним финишировал Альборето, а замкнул первую тройку пилот «Эрроуза» Эдди Чивер.
Таким вот драматическим образом «Феррари» одержала столь необходимую для всей Италии победу. «Макларен» в Монце потерпел единственное поражение в чемпионате 1988 года – остальные 15 гонок сезона останутся за командой Рона Денниса. А что касается Айртона Сенны, то бразильцу обидный инцидент в Монце по большому счёту не стоил ничего: в конце 1988-го бразилец впервые в карьере возьмёт чемпионский титул Ф-1.
Великие пилоты порой допускают глупые ошибки: 7 курьёзных ошибок великих гонщиков Ф-1 — от скандала с Шумахером до горячности Сенны 0 0 0 0 0 0 Всего голосов — Авто Формула-1 Феррари Макларен Формула-1 Гран-при Италии Айртон Сенна
Поделиться ТегиЗаглавное фото: Getty Images
Источник: «Чемпионат»
Сообщить об ошибке
Discussion about this post