Удивительная история легенды «Дакара»: снимался в «Такси» и лишил Сенну победы Лев Дорогов 15 января 2024, 15:45 МСК Аудио-версия: Ваш браузер не поддерживает элемент audio. Поделиться Комментарии Пособие, как войти в историю Формулы-1, проведя всего одну гонку.
Январь – лучшее время, чтобы вспомнить одного из героев многолетней истории «Дакара». Сегодня мы расскажем о насыщенной карьере двукратного триумфатора легендарного ралли-рейда Жана-Луи Шлессера.
Карьеру гонщика начал в 28 лет. Через два года разделил чемпионство с Аленом Простом
Жан-Луи Шлессер происходил из гоночной семьи: его дядя Жо соревновался на «Ле-Мане», «Дайтоне-500», а также принимал участие в гонках Формулы-1, одна из которых завершилась для него трагично (погиб на домашнем Гран-при в Руане). Долгое время Жан-Луи игнорировал опасное занятие, посвятив свою юность совсем другим вещам: Шлессер прошёл военную службу во Франции, а также отучился на инженера.
Что же до автоспортивной карьеры, то её Жан-Луи начал достаточно поздно (даже по тем временам) – в 28 лет. Как и любой более-менее известный французский пилот, Шлессер окончил гоночную школу, организованную топливной компанией «Эльф», заняв второе место по итогам всех испытаний.
На международном уровне Жан-Луи дебютировал в 1976-м, приняв участие в нескольких гонках британского и европейского чемпионатов Формулы-3. Следующий сезон Шлессер провёл в схожем ключе, заявляясь лишь на отдельные этапы юниорских чемпионатов – выступать на полном расписании не позволял скромный бюджет. Впрочем, уже к 1978 году Жану-Луи удалось насобирать необходимую сумму на полноценный сезон во французском первенстве Формулы-3. Финансовые вложения со стороны Шлессера полностью себя оправдали: с первой попытки он взял титул, разделив первое место с Аленом Простом.
С чего начинался проект «Рено» в Ф-1: Как в «Рено» устроили революцию в Ф-1, убедили всех в своей правоте и… провалились
Следующие три года Жан-Луи продолжит гоняться в чемпионатах Формулы-3 (европейском и французском). Параллельно с выступлениями в «трёшках» Шлессер попробует силы в «кузовах» – в местном «туринге», ралли и гонках спорткаров, где он добился наибольших успехов, заняв второе место в абсолютном зачёте (и первое в своём классе) на дебютном «Ле-Мане» в 1981 году за рулём французского автомобиля «Рондо».
В 1982-м Жан-Луи стал уделять меньше внимания «кузовам», сосредоточившись на открытых колёсах: француз дебютировал в Формуле-2. Пожалуй, это была самая решительная попытка Шлессера пробиться в «Королевские гонки». Первый и единственный сезон Жана-Луи в Ф-2 получился откровенно неудачным: 0 в графе «набранные очки». Впрочем, несмотря на провал в главной «молодёжке» мира, французу всё же удалось приблизиться к миру Формулы-1.
10 лет назад Шлессер предсказал четвёртый титул Феттеля: Шлессер: Феттель снова станет чемпионом
В 1983-м Шлессер стал тест-пилотом «Уильямса» – время от времени он будет выполнять эту роль на протяжении следующих пяти лет. В том же году француз впервые получил соревновательную практику в Формуле-1 – сначала на внезачётной гонке на «Брэндс-Хэтч»: за рулём скромного RAM Жан-Луи показал шестой результат (предпоследний среди добравшихся до финиша участников).
Ну а в апреле Шлессер наконец-таки заявился на официальный этап Формулы-1, в составе всё того же RAM, приняв участие в Гран-при Франции. Получилось совсем уж печально: на домашней трассе «Поль Рикар» 34-летний дебютант показал худшее время в квалификации и логичным образом не вошёл в число 26 счастливчиков, вышедших на старт гонки.
После неудачного дебюта Шлессер намеревался взять реванш на следующем этапе в Имоле, но из-за возникших проблем с финансированием до Италии так и не добрался. По сути на этом формульные амбиции Жана-Луи сами собой и улетучились. Далее карьера Шлессера уйдёт в противоположное от «Королевских гонок» русло.
Куда сегодня идти гонщикам, которые не нужны в Ф-1: Куда идти гонщику, если он никому не нужен в Формуле-1? Есть 4 варианта
В 1988-м помог «Феррари» выиграть на домашнем Гран-при
Следующие два года станут поворотными в карьере Жана-Луи: он выиграет французский туринговый чемпионат, дебютирует на «Дакаре» (за рулём «Нивы»), а также станет пилотом заводской команды «Ягуар» в мировом первенстве спорткаров (тогдашний аналог WEC). Уже в первой гонке за британскую конюшню Шлессер со своим экипажем финишировал третьим в 1000-километровом марафоне на канадской трассе «Моспорт-Парк». Это был единственный подиум Жана-Луи в составе «Ягуара» – за полтора сезона, проведённых в команде Тома Уокиншоу, французскому пилоту так и не удастся повторить результат дебютной гонки.
Покинув «Ягуар», Шлессер остался в чемпионате спорткаров, примкнув к «Зауберу», с которым он добьётся больших успехов. Но перед тем, как одержать ворох побед со швейцарским коллективом, Жан-Луи весьма неожиданно заглянул на Гран-при Формулы-1– на сей раз точно в последний раз.
В августе 1988-го ветрянка сразила лидера «Уильямса» Найджела Мэнселла, из-за чего ему пришлось пропустить две гонки. На этапе в Бельгии Биг Найджда подменил выступавший в чемпионате спорткаров Мартин Брандл, а вот на следующий Гран-при руководство «Ягуара» уже не отпустило своего пилота – говорят, руководству «кошачьих» не понравилось, что их гонщик выступает за спонсируемый табачной компанией Barclay «Уильямс» и тем самым пиарит конкурента своего коммерческого партнёра (Silk Cut). В конце концов, Фрэнку Уильямсу пришлось обратиться к тест-пилоту своей команды — Жану-Луи Шлессеру.
Вот так, практически случайно 40-летний француз снова получил возможность выйти на старт гонки Формулы-1, причём в составе действующего чемпиона. Впрочем, несмотря на величественный статус, в сезоне-1988 «Уильямс» оказался отрезан от сражений за высокие места. Коллективу из Гроува удалось построить относительно боеспособную машину с точки зрения темпа на одном круге, но низкая надёжность моторов «Джадд» ставила крест на каких-либо перспективах в гонках. Всего за одно межсезонье «Уильямс» выпал из числа топов. В общем, заболей Мэнселл на год раньше, Шлессеру повезло бы куда больше.
Сезон-1988 для Мэнселла стал худшим в карьере: Худшие сезоны в карьерах чемпионов Формулы-1 — от Шумахера до Лауды
В Монцу Жан-Луи прибыл в приподнятом настроении: несколько дней назад он одержал победу в гонке «1000 километров Нюрбургринга». Впрочем, квалификация быстро дала понять, что за рулём «Уильямса» французу ловить нечего: 22-е время – на две секунды медленнее показавшего 10-й результат напарника Рикардо Патрезе.
Тем не менее задачу-минимум Шлессер выполнил – попал в топ-26, что позволило ему преодолеть квалификационный барьер и наконец-таки выйти на старт Гран-при Формулы-1. Что же до самой гонки, то воскресенье Жан-Луи закономерно провёл в хвосте пелотона (темпа не было даже у Патрезе), однако это не помешало ему стать главным хедлайнером заезда.
Ближе к концу гонку тандем «Феррари» Бергер – Альборето начал догонять возглавлявшего пелотон Айртона Сенну, который был вынужден экономить топливо – собственно, поэтому он терял время. Поскольку пилоты «Скудерии» активно настигали бразильца, он старался как можно быстрее расправляться с круговыми, одним из которых стал Шлессер.
Сенна настолько сильно торопился, что, догнав француза (за три круга до финиша), решил с ним нисколько не церемониться, пойдя в атаку в достаточно опасной эске. Айртон попытался пройти кругового по внешнему радиусу, и у него это практически получилось, но он слишком рано заузил траекторию, нырнув в поворот прямо перед носом «Уильямса» Шлессера. У француза не было ни единого шанса среагировать на манёвр Сенны – столкновение, завершившееся сходом с дистанции лидера гонки.
Шлессеру, в отличие от Айртона, всё же удалось добраться до финиша, завершив заезд с отставанием в два круга от победителя Гран-при, коим стал Герхард Бергер. Это было единственное поражение «Макларена» в сезоне-1988, а возможным оно стало во многом благодаря Шлессеру.
Пожалуй, Жан-Луи преподнёс Италии лучший подарок за весь 1988 год. Работавшие на Гран-при журналисты стали свидетелями, как к Шлессеру после гонки подходили итальянские болельщики, чтобы выразить благодарность. Как показал Жан-Луи, для того чтобы оставить след в истории Формулы-1, достаточно провести всего одну гонку.
Подробнее о единственном поражении «Макларена» в 1988-м: Легенда «Дакара» лишил «Макларен» великого рекорда. История драматичной победы «Феррари»
Дважды побеждал на «Дакаре» за рулём багги собственного производства
Завершив миссию «резервиста» в «Уильямсе», Шлессер вернулся к выступлениям в чемпионате спорткаров в составе «Заубера». В 1988-м французский пилот добился первых значимых успехов в гонках на выносливость, завершив сезон на втором месте. Иронично, что чемпионом в том году стал не кто иной, как Мартин Брандл, благодаря которому Жану-Луи посчастливилось провести единственную гонку в Ф-1.
Следующие два сезона стали абсолютно лучшими в карьере Шлессера: в партнёрстве с бывшими пилотами Ф-1 Йохеном Массом (выступал за «Макларен») и Мауро Балди француз взял два титула в первенстве спорткаров. За эти два года Жан-Луи выиграл 11 этапов из 17 возможных.
Жан-Луи Шлессер в 1989 году
Фото: Pascal Rondeau/Getty Images
В гонках на выносливость Шлессер проведёт ещё один сезон, по итогам которого его экипаж займёт лишь шестое место – кстати, на одну ступень выше напарников по «Зауберу» Михаэля Шумахера и Карла Вендлингера. На этом француз закончил свои взаимоотношения с кольцевыми гонками, полностью переключив внимание на ралли-рейды.
В начале 1990-х – когда Шлессеру уже перевалило за 40 – его карьеру ожидал резкий поворот: француз начал путь к статусу легенды «Дакара». Причём славу Жану-Луи принёс не столько сам факт триумфа на африканском континенте, сколько то, что победы были добыты за рулём автомобиля собственного производства.
Как бывший пилот Ф-1 построил свою команду и провалился: Как можно променять «Макларен» на это?! История команды Ф-1, разрушившей карьеру чемпиона
Шлессер загорелся идеей создания легкого полноприводного багги, который смог бы составить конкуренцию тяжёлым внедорожникам. При помощи технических партнёров Жану-Луи удалось претворить свою задумку в жизнь. Первая вариация знаменитого Багги Шлессера была построена в 1992 году. В будущем машина претерпит не одну модификацию: к примеру, первая модель была одноместной и не предусматривала наличие штурмана, также Шлессер не раз менял моториста, в разные годы используя моторы «Порше», «Сеат», «Рено» и «Форд».
Первых побед Шлессеру долго ждать не пришлось: уже в 1992-м ему покорится ралли-рейд «Баха Португалия». Параллельно с попытками покорить «Дакар» француз активно будет принимать участие в различных раллийных марафонах, одерживая на них одну победу за другой. Ну а в 1999-м Жан-Луи наконец-таки отпразднует первый успех на «Дакаре». В следующем году француз защитит титул.
Что интересно, Шлессер мог и в третий раз одержать победу на престижнейшем ралли-рейде, но в 2001-м он получил часовой штраф за намеренную блокировку соперника (бывает и такое на «Дакаре»). В итоге победу отпраздновала представительница «Мицубиси» Ютта Кляйншмидт, став первой женщиной, которой покорился «Дакар» в зачёте внедорожников, – в итоговой классификации Шлессер уступил немке 23 минуты.
Шлессер и Жильцов отмечают победу на «Шёлковом пути» 2013 года
Фото: Red Bull Content Pool
В дальнейшем Жан-Луи продолжит состязаться в различных раллийных марафонах (в том числе и в паре с российским штурманом Константином Жильцовым), станет одним из основателей ралли-рейда «Африка Эко Рейс», а также попробует силы в киноиндустрии. Знаменитый француз трудился каскадёром на съёмках четырёх частей фильма «Такси», а во второй и третьей части попробовал себя в качестве актёра – сначала исполнил роль камео вместе со своим штурманом Анри Манем, а затем сыграл водителя полицейской машины.
В общем, неплохая выдалась карьера у человека, который стал гонщиком только к 28 годам.
Другие гонщики-актёры: Видео Кто из гонщиков Формулы-1 снимался в кино. Шумахер и там проиграл французам 2 0 0 0 0 0 Всего голосов — Авто Формула-1 Уильямс Ф-1 Дакар — легковые Формула-1 Гран-при Италии Легенды спорта Айртон Сенна
Поделиться ТегиЗаглавное фото: Toni Anne Barson Archive/Getty Images
Источник: «Чемпионат»
Сообщить об ошибке Комментарии
Discussion about this post